Результаты проверки ОАО «Гомельский завод пусковых двигателей им. П.К. Пономаренко»

Контрольными мероприятиями Комитетом государственного контроля Гомельской области установлены факты не обеспечения ОАО «Гомельский завод пусковых двигателей им. П.К. Пономаренко» (далее – ОАО «ГЗПД», общество, завод) выполнения Республиканской межотраслевой программы организации производства импортозамещающей продукции для строительства на 2009-2012 годы, бесхозяйственности, неэффективного использования собственных и бюджетных средств при инвестициях в основной капитал, необоснованного авансирования коммерческих структур, заключения обществом заведомо невыгодных договоров, нарушений им действующего законодательства.

Так, до настоящего времени ОАО «ГЗПД» не приступило к реализации инвестиционного проекта «Техническое перевооружение электродного производства с целью увеличения объемов производства и улучшения качества импортозамещающей продукции», разработанного обществом еще в 2010 году в рамках Республиканской межотраслевой программы организации производства импортозамещающей продукции для строительства на 2009-2012 годы, и предусматривающего увеличение объемов производства сварочных электродов уже в 2012 году до 2850 т в год (30% рынка республики!), а к 2014 году – до 4800 т в год (50% рынка республики).

По-прежнему выпуск электродов сварочных производится обществом на морально и физически устаревшем оборудовании, фактическая загрузка которого на протяжении более 4 лет остается крайне низкой (15-17% или 310-370 т в год при имеющейся производственной мощности 2 тыс. т в год).

При этом увеличить загрузку имеющихся мощностей общество не в состоянии – потребители электродов (в основном предприятия стройкомплекса) отказываются закупать произведенные обществом электроды (в 2011-2012 г.г. общество победило только в 3 из 38 процедур на их закупку) по причине их низких сварочно-технологических свойств, говоря по-простому электроды плохо горят, что также подтверждено результатами их испытаний в аккредитованной лаборатории. Их использование не позволяет выполнять качественно сварные работы.

Сложившаяся ситуация уже привела к приостановке обществом с июля 2012 г. производства сварочных электродов (по состоянию на 31.01.2013 производство не начато).

Руководством ОАО «ГЗПД» не принимаются действенные меры по обеспечению загрузки имеющихся производственных мощностей, вовлечению в хозяйственный оборот простаивающего оборудования и неиспользуемых производственных площадей.
Так, на протяжении 3-х лет загрузка производственных мощностей общества по выпуску редукторов, пусковых двигателей и сварочных электродов не превышает 15-40%, фактически в 2010-2012 г.г. 69%!!! имеющегося оборудования простаивает, при этом часть оборудования уже демонтирована и разукомплектована (с 2004 года - 2 технологические линии по производству электродов и 40 ед. непригодного к эксплуатации металлорежущего оборудования).

Кроме того, длительное время (на протяжении 2-8 лет) обществом не принимаются меры по использованию более 80 тыс. кв. м (около 60%!) производственных площадей на промплощадке № 1 по ул. Барыкина, 150 и промплощадке № 2 по ул. Борисенко, 11. При этом в результате не обеспечения обществом их сохранности и надлежащей эксплуатации, производственные здания и цеха постепенно разрушаются (в ряде зданий имеются следы затекания кровли, плесени на стенах и потолке, частичного разрушения фундаментов под оборудование и внутренних перегородок, значительные следы коррозии).

В результате не принятия руководством ОАО «ГЗПД» действенных мер по обеспечению полной загрузки производственных мощностей, стабилизации финансово-экономического положения и, как следствие, низкой заработной платы (за 11 мес. 2012 г. - 2,9 млн. руб., что на треть ниже сложившейся среднемесячной по отрасли) на протяжении 5 лет наблюдается отток квалифицированных кадров.

Так, с 2008 по 2012 год среднесписочная численность работников завода снизилась почти наполовину (с 734 до 423 чел). При этом численность высококвалифицированных рабочих снизилась на 44% (в 2008 году - 196 чел., в 2012 году – 110 чел.).
Обществом допускаются факты неэффективного использования средств при инвестициях в основной капитал – несмотря на наличие в структуре ОАО «ГЗПД» ремонтно-механического участка, позволяющего выполнять капитальные ремонты имеющегося оборудования.

Так, в 2010-2012 г.г. за выполнение указанных работ общество перечислило более 350 млн. руб. на счета коммерческих фирм, среди которых оказались и такие, которые полученными деньгами пользовались, а вот ремонт не обеспечили (продолжается до настоящего времени). Обществом в сентябре 2011 г. был отправлен в адрес ООО «Техюнит», г. Гомель токарный станок для выполнения капитального ремонта. Однако в течение почти года капитальный ремонт станка фирмой не выполнен. Более того, общество в июле 2012 г. при уже имеющейся дебиторской задолженности ООО «Техюнит» более 50 млн. руб. перечислило без какого-либо обоснования этой же фирме еще 24 млн. руб., вместо того, чтобы обратиться в суд и понудить нерадивого подрядчика к выполнению договорных обязательств.

Аналогично, в результате не принятия обществом действенных мер по исполнению подрядной коммерческой организацией (ОАО «Ремкотлопроект») своих договорных обязательств с июля 2012 г. не может быть смонтирован и введен в эксплуатацию в котельной завода новый энергоэффективный котел стоимостью 564,7 млн. руб., приобретенный обществом еще в декабре 2011 г. за счет кредита банка для замены старого парового котла 1955 г. выпуска, в случае остановки которого возможно полное размораживание системы отопления завода.

Также усугубляет сложившуюся ситуацию формализм, допускаемый ОАО «ГЗПД» при разработке бизнес-планов развития, инвестиционных проектов, а также программы модернизации общества – указанные документы не предусматривают путей решения актуальных для завода проблем с целью повышения эффективности производства: внедрение новых технологий и освоение новых видов деятельности, вовлечение в хозяйственный оборот простаивающих (не используемых) производственных зданий и мощностей. В результате чего до настоящего времени не выработана актуализированная и экономически обоснованная стратегия развития общества.