Подлежит ли привлечению к административной ответственности вновь назначенное должностное лицо предприятия
Вопрос: «Подлежит ли привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.37 КоАП, вновь назначенное должностное лицо предприятия в связи с изменениями в законодательстве в части увеличения сроков завершения внешнеторговых операций при экспорте товаров до 180 дней, в случае, когда такая операция ранее не была завершена.
Ответ: Нет, административная ответственность не наступает.
При ответе на заданный вопрос следует знать, что 27.06.2017 опубликован и вступил в законную силу Указ Президента Республики Беларусь от 23.06.2017 N 221 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ N 221), которым внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178) в части увеличения сроков завершения внешнеторговых операций, а именно при экспорте – не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, а при импорте – не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа. Данное обстоятельство прямо влияет на юридическую квалификацию действий лиц, допустивших нарушение указанных сроков.
Так, например, гр. М назначен на должность директора ОАО 09.09.2016, тогда как товар по внешнеторговому договору ОАО отгрузило нерезиденту только 29.04.2016. Причем с учетом предписаний действовавшей на то время редакции абзаца 2 части 1 подпункта 1.4 пункта 1 Указа № 178, завершить внешнеторговую операцию следовало бы не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров - 28.07.2016.
Таким образом, данное правонарушение было совершенно уже 29.07.2016, то есть более чем за месяц до назначения гр. М на должность директора ОАО. Следовательно, гр. М. ни при каких обстоятельствах не имел возможности своевременно завершить указанную внешнеторговую операцию. Что исключает его правосубъектность и вину в совершении данного правонарушения. То есть, в данной ситуации старая редакция Указа № 178 улучшает положение нынешнего директора ОАО.
В то же время, внесенные в Указ № 178 изменения в части увеличения сроков завершения внешнеторговых операций при экспорте работ до 180 дней, не влекут за собой возникновение у гр. М обязанности своевременного завершения внешнеторговой операции в период его работы директором ОАО. Что следует из диспозиции части 3 статьи 1.5 КоАП, согласно которой акт законодательства, иным образом ухудшающий положение физического лица, обратной силы не имеет.
Более того, гр. М не мог предвидеть принятие акта законодательства, устанавливающего новые сроки завершения внешнеторговой операций, которые приходились на период его работы директором ОАО. А это обстоятельство исключает его виновность в совершении данного правонарушения.
При всех перечисленных обстоятельствах, в действиях гр. М отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.37 КоАП, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП является обстоятельством, исключающим административный процесс.