Отдельные аспекты проведения государственных закупок товаров (работ, услуг)
В соответствии с п. 1, 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), Положением о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее – Положение № 778), заказчиком (организатором) предмет государственной закупки подлежит включению в годовой план государственных закупок с отнесением его к тому или иному коду общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь».
Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 419-З описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки, включая при необходимости технические спецификации, планы, чертежи и эскизы, а также объем (количество), срок (сроки) и место поставки или приобретения иным способом товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно давать полное представление о предмете государственной закупки и быть изложено таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров (работ, услуг), поставляемых или реализуемых иным способом (выполняемых, оказываемых) только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При описании указываются объем (масса) единицы товара, технические характеристики (касаемо продуктов питания - пищевые характеристики, отнесение продуктов к гомогенизированным или диетическим) и иные характеристики, которые в целом позволяют сформировать представление о предмете государственной закупки.
К видам процедур государственных закупок относятся открытый и закрытый конкурсы, электронный аукцион, биржевые торги, процедуры запроса ценовых предложений и закупки из одного источника.
Следует отметить, что закупка из одного источника может проводиться только по основаниям, предусмотренным в приложении к Закону № 419-З. К ним, в том числе, относится приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин.
Порядок проведения процедуры закупки из одного источника определен ст. 50 Закона № 419-З (заказчик организует проведение изучения конъюнктуры рынка по требуемому предмету закупки; проводит переговоры с известными поставщиками по условиям поставки и иным условиям; на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными поставщиками определяет поставщика для заключения договора; такому поставщику направляется приглашение и проект договора на государственную закупку).
Требования к составлению и размещению приглашений к участию в процедуре закупки из одного источника и к договору между заказчиком и участником такой процедуры предусмотрены в ст. 21, 25 Закона № 419-З.
Кроме того, примерные формы документов по процедурам государственных закупок приведены в постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 28.06.2017 № 35 «Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок».
После заключения договора на государственную закупку в течение пяти рабочих дней составляется справка о процедуре государственной закупки. Статья 29 Закона № 419-З регламентирует, что должна содержать данная справка.
Далее согласно абз. 7 ч. 2 п. 10 Положения № 778 заказчиком обеспечивается размещение сведений о заключенном договоре на государственную закупку на официальном сайте (www.icetrade.by) в течение 20 календарных дней с момента заключения. Также размещению на официальном сайте подлежат сведения об изменениях и дополнениях к договорам и результатах их исполнения в течение 20 календарных дней с момента наступления указанных фактов.
При заполнении форм, размещенных на официальном сайте, можно руководствоваться письмом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.03.2017 № 14-01-06/742 «О размещении сведений о договорах».
Следует отметить, что за нарушение порядка проведения государственных закупок на территории Республики Беларусь предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 11.16 КоАП Республики Беларусь в виде предупреждения или штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а в случае если такое нарушение совершено повторно в течение года или повлекло дополнительное расходование бюджетных средств, то по ч. 5 ст. 11.16 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин.