Нововведения в законодательстве о закупках работ, услуг при строительстве

С 1.01.2017 изменяется порядок закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов. Новые правила установлены Указом Президента Республики Беларусь № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 380).
В настоящее время правила государственных закупок, осуществляемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, регламентируются Законом от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З), а за счет иных средств – Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».
С 01.01.2017 в случае приобретения товаров в сфере строительства законодательство о госзакупках будет применяться только в отношении централизованных госзакупок медицинских изделий.
Для закупки товаров при строительстве с 1 января 2017 г. по 1 января 2019 г. необходимо будет проводить торги, переговоры или биржевые торги, а для закупок работ и услуг - подрядные торги или переговоры.
При этом закупка товаров при строительстве - это приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объём) товаров, необходимых для строительства, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации, если разработка такой документации предусмотрена законодательными актами с применением торгов, переговоров либо биржевых торгов.
Под закупкой работ (услуг) при строительстве понимается приобретение работ (услуг) при строительстве, в том числе при возведении, реконструкции, ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе объектов с применением подрядных торгов либо переговоров.
Подрядные торги обязательны при заключении договоров о строительстве жилых домов, если их стоимость составляет 6 тыс. базовых величин и более, при возведении объектов полностью или частично за счет бюджетных и приравненных к ним средств стоимостью 6 тыс. базовых величин и выше, а также за счет средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, при стоимости строительства не менее 100 тыс. базовых величин.
При строительстве объектов, для заключения договоров о строительстве которых обязательным является проведение подрядных торгов, обязательным также является проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов (в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах), в случае размещения необходимых для строительства заказов на:
разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если она предусмотрена законодательными актами;
выполнение проектных и изыскательских работ;
закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тыс. базовых величин и более;
оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, - при стоимости каждого их вида не менее 3 тыс. базовых величин.
Проведение подрядных, биржевых и иных торгов, торгов согласно Указу № 380 не обязательно в случае признания названных торгов несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора, при выполнении работ по текущему ремонту, работ или приобретении товаров, необходимых для ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с вышестоящим госорганом или организацией, а при их отсутствии - с местным исполкомом по месту нахождения заказчика), генеральной проектной и генеральной подрядной организациями при заключении договоров с субподрядчиками, а также на ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора.
Также Указом № 380 в ряде случаев предоставлено право обходиться без применения соответствующих процедур, в частности, при выборе генеральной подрядной организации для строительства жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения собственного производства.
Без проведения соответствующих процедур Совет Министров Республики Беларусь вправе определять генеральную проектную или подрядную организацию, инженера (инженерную организацию) при строительстве объектов, включенных в государственные инвестиционные программы, а по согласованию с Президентом Республики Беларусь - при заключении договоров о строительстве объектов Белорусской энергетической системы.
Аналогично, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь дано право без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и процедур государственных закупок в соответствии с законодательством о государственных закупках определять специализированные подведомственные организации для работ по ликвидации и захоронению объектов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения.
К участию в процедурах закупок при строительстве не будет допускаться только одна категория лиц - это субъекты предпринимательской деятельности, включенные в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Ознакомиться с реестром можно по электронному адресу http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru.
В настоящее время перечень лиц, которые не могут выступать участниками процедур закупок при строительстве, значительно шире и включает в том числе дочерние унитарные предприятия, дочерние и зависимые хозяйственные общества организатора торгов. Данный перечень лиц регламентирован п. 2 ст. 57 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».
Однако с 01.01.2017 в ходе закупки работ, услуг при строительстве ст. 57 Закона от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» применяться не будет. Таким образом, дочерние унитарные предприятия, дочерние и зависимые хозяйственные общества организатора снова смогут участвовать в процедурах закупок при строительстве.
Требования Указа № 380 не будут применяться при строительстве объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в республике, а также при строительстве газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом граждан, при строительстве за счет собственных средств.