Цели и задачи
В соответствии с Положением о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 № 647, Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» Комитет государственного контроля решает следующие задачи:
- защита интересов государства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
- проверка выполнения поручений Президента Республики Беларусь, контроль за исполнением которых в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на Комитет;
- осуществление государственного контроля за эффективным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;
- осуществление государственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
- проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;
- выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности, развития реального сектора экономики;
- предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
- принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
- ведение в установленном порядке административного процесса;
- выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
В пределах своей компетенции Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за:
- исполнением республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
- использованием (расходованием) средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;
- принятием мер по дебюрократизации государственного аппарата;
- исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;
- соблюдением государственными органами, иными организациями, включая резидентов свободных экономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности;
- использованием (расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
- законностью использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;
- соблюдением государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
- соблюдением государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка организации и проведения проверок;
- финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числе дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
- соблюдением законодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, в том числе по приемке, получению, сбору, отгрузке, реализации, расходованию, учету, инвентаризации, хранению, отпуску, перемещению (включая транспортировку), переработке редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;
- соблюдением установленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов;
- исполнением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства и по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь Национальным банком, иными банками, небанковскими кредитно-финансовыми и страховыми организациями;
- соблюдением законодательства о ценных бумагах;
- поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) для государственных нужд;
- соблюдением организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, определяющего правила торговли, выполнения работ, оказания услуг, порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также регулирующего защиту потребительского рынка и прав потребителей;
- исполнением государственными органами, иными организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеторговой деятельности, в том числе за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеторговых операций;
- соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;
- деятельностью организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности;
Территориальной особенностью в работе Комитета государственного контроля Гомельской области являются:
- осуществление контрольных функций за реализацией Государственной программы социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010 – 2015 гг. Целью контрольных функций является увеличение экспорта и инвестиций, сохранение условий воспроизводства природно-ресурсного потенциала Припятского Полесья, создание в данном регионе области благоприятных условий для проживания населения;
- контроль за эффективным использованием средств, выделяемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года. Цель контрольных функций – дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности.