В какие “серые схемы” попадают стремящиеся к легким деньгам

Даром не нужно

В какие “серые схемы” попадают стремящиеся к легким деньгам

За последние десятилетия какие только мошеннические иллюзионы ни демонстрировались на постсоветском пространстве. В них четко расписаны роли: есть вдохновители, исполнители и жертвы — те самые случайные герои, оказавшиеся в одной упряжке с главными персонажами из-за доверия и денег. К сожалению, по жизни редки случаи, когда надежда на легкие дары судьбы оправдывается и не требует взаимной платы.
Позади то непуганое время, когда студенты, молодые мамы и седые пенсионеры с легкостью соглашались на роль директоров частных фирм. А ведь была целая эпопея!
Схема выглядела просто, как белый день. Ее яркими мазками набросали еще в начале прошлого века Ильф и Петров, увековечив в образе Фунта зицпредседателя конторы “Рога и копыта” в романе “Золотой теленок”. Спустя десятилетия в сущности мало что изменилось. В центре схемы — номинальный руководитель. Вот он — герой прошлого десятилетия. Создатели отечественных фирм-однодневок очень нуждались в таких же директорах. Добровольцев на “парадные” должности заманивали деньгами. Плата небольшая, но стабильная. Всего-то и нужно: паспортные данные да взмах пера в документах. Это уже со временем стало понятно, что ничего даром не дается. Во всяком случае, многие “фунты” за доверчивость поплатились нервными клетками и серьезными суммами. Когда вскрывались коммерческие махинации, именно подставные руководители становились ответственными за аферы, которых не совершали.
Одну из последних таких историй расследовали в Гомельском районе. Правда, потребовалось более полутора лет, чтобы не только разобраться с фиктивными директорами, но и найти, а потом и собрать доказательства вины основного “героя” обходного бизнеса. В управлении Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Гомельской области вспоминают эту историю так:
— Началось все с того, что в поле зрения контролирующих органов попали три частные фирмы, работавшие с Октябрьским заводом сухого обезжиренного молока и Оршанским молочным комбинатом. Почему появился интерес? Сделки совершали, деньги по расчетным счетам переводили, а вот налоги не платили. Призвали к ответу соучредителей и директоров коммерческих структур, в общей сложности шесть человек. Пятеро из них оказались жителями одной деревни Гомельского района. Более того, родственниками. Дворник, его жена, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, двоюродный брат, осужденный за неуплату алиментов ... Жители Гомельского района в один голос заявили, что стать директорами их попросил односельчанин — состоятельный человек. За новые должности вручил по 100—150 долларов, а еще выдал пластиковые карточки, обещая ежемесячно начислять директорскую зарплату.
Для сельских лжедиректоров, чьи фамилии и подписи значились в документах липовых фирм, эта история закончилась неприятно. Всех привлекли к административной ответственности, а Экономический суд области обязал их возместить весомую сумму неуплаченных налогов. Правда, после задержания основного вдохновителя бизнес-затеи у фиктивных руководителей появилась надежда на то, что платить будет все-таки он.
Сложный квартирный вопрос тоже выкидывал разные коленца. Даже имея за душой жилые метры, с трудом откажешься, если выпадет возможность заполучить еще кусочек комфортной площади. Желательно дешевле и быстрее.
Однако история дома на улице Портовой, 13 в Гомеле, обретшая известность четыре года назад, оказалась верхом изобретательности. Комитет госконтроля Гомельской области при проверке обнаружил, что в сгоревшем частном доме общей площадью около 32 квадратных метров, который признан аварийным, зарегистрировано 19 человек, 17 из которых являлись собственниками долей от 20 квадратных сантиметров до 7,95 квадратного метра!
В прокуратуре Гомеля взялись распутывать клубок интересов. И вот что оказалось. По словам заместителя прокурора Алексея Гаврикова, на тот момент подобные сделки не были запрещены законодательством. Да и как предусмотреть столь витиеватый ход предприимчивой мысли? Уже в суде работникам городской прокуратуры, которая представляла государственные интересы, пришлось доказывать, что владельцы разваленного дома, в котором никто из них не жил, покупали метры ради права на льготное строительство. Благодаря таким вот сделкам купли-продажи и дарения на протяжении трех лет эти люди встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а шестеро из них смогли получить льготные кредиты и субсидии на строительство жилья во внеочередном порядке.
Чем дело кончилось? Рухнувшими планами. По 18 владельцам сделки признали недействительными и возвратили в первоначальное состояние, одноразовые субсидии взыскали. После этого прецедента под условным названием “Портовая,13” были внесены изменения в законодательство.
На смену отработанным схемам приходят другие. Недавно одна из них стала достоянием публичности. Причем вскрылась после ужасной трагедии.
В Гродно директор турфирмы проиграла на ставках 25 тыс. рублей, принадлежавших клиентам
До сих пор на слуху страшная авария, которая произошла 20 июля на трассе Одесса — Киев. Микроавтобус с гомельчанами врезался в неисправную фуру, стоявшую на проезжей части. Погибло пять человек, пострадало 12. Те, кто выжил, рассказывали: то была однодневная поездка на море. Дальше — больше. Некоторые ехали бесплатно, некоторым даже приплатили. За что? Почему? Что за благотворительный тур? Здесь и появились подробности. Старший помощник прокурора Гомельской области Татьяна Роднева обрисовывает картину:
— Есть информация о том, что белорусы оказались в Украине в рамках “серой схемы” по оформлению временного ввоза европейских авто. Суть ее такова. Украинские автолюбители экономят на ввозных пошлинах: пригоняют машины из ЕС, но не проводят растаможку и продолжают ездить на европейских номерах. Причем на украинской таможне машины оформляются как временно ввезенные и спустя несколько часов уже в Украине перепродаются. Оформлять на себя временный ввоз большого количества машин украинские “перекупщики” не могут, так как это запрещает их законодательство. Поэтому прибегают к помощи нерезидентов Украины — белорусов. Нашим соотечественникам предлагают оформить временный ввоз авто из Европы на себя за различные блага — бесплатный краткосрочный отдых на море и дополнительные 20—40 долларов наличными. При этом украинцам вся услуга обходится 300—350 долларов. В социальных сетях можно найти огромное количество таких предложений, но ни слова о том, чем чреват подобный бизнес. А проблемы не исключены.
Татьяна Роднева перечисляет варианты. Это и финансовые последствия при нарушении таможенного законодательства, и риск остаться без собственного авто, и угроза запрета на въезд в Украину. Опять же белорусский участник “серой схемы” может оказаться под ударом, если водитель автомобиля станет виновником аварии. Ответственность в таком случае ляжет на лицо, оформившее на себя временный ввоз машины. Так что лучше самим себя поберечь от подобных ловушек, заточенных под наши слабости.
draluk@sb.by
Автор Виолетта Дралюк, СБ.