Типичные нарушения

В ходе проведения специалистами главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета госконтроля проверок объектов хозяйствования, оказывающих населению бытовые услуги, выявляются следующие нарушения:

1. нарушения требований Правил бытового обслуживания потребителей (отсутствие необходимой информации для заказчиков в пунктах приема заказов, несогласование режима работы объектов с местными исполнительными и распорядительными органами, уклонение от ведения необходимой учетной документации, отсутствие у работников нагрудных знаков и т.д.). Данные нарушения влекут административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) в размере от двух до десяти базовых величин;

2. нарушения требований порядка использования кассовых суммирующих аппаратов для приема наличных денежных средств при оказании услуг (выполнении работ), влекущие административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 12.20 КоАП: на индивидуального предпринимателя в размере до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от десяти до двухсот базовых величин.

Устанавливались факты, когда должностные лица субъектов хозяйствования осуществляли прием от заказчиков наличных денежных средств без использования кассового суммирующего аппарата, уклонялись от ежедневного ведения книг кассира-операциониста. Так, в одном из проверенных предприятий, оказывающем услуги по изготовлению металлических дверей, в книге кассира-операциониста за год сделано всего 13 записей, при этом предприятие в течение года без перерывов осуществляло хозяйственную деятельность;

3. нарушения требований порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, влекущие административную ответственность в виде штрафа в соответствии со статьей 12.18 КоАП: на работника индивидуального предпринимателя или юридического лица или индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин. Устанавливались многочисленные факты неоприходования наличных денежных средств, полученных от потребителей за оказанные им услуги, выполненные работы, либо факты оприходования через кассовое оборудование только части полученных от потребителей наличных денежных средств;

4. нарушения требований законодательства в части приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, реализации товаров (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов). Данные нарушения влекут административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 4 статьи 12.17 КоАП: на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

Устанавливались факты, когда субъекты хозяйствования при оказании услуг автосервиса использовали запасные части и технические жидкости без соответствующих документов, а при оказании услуг по изготовлению металлических дверей осуществляли их отгрузку и установку заказчикам без сопроводительных документов;

5. нарушения требований законодательства о книге замечаний и предложений, влекущих административную ответственность в виде штрафа в соответствии со статьей 9.24 КоАП: от четырех до десяти базовых величин. Выявлялись случаи, когда заявления граждан ответственными лицами субъектов хозяйствования не рассматривались, письменные ответы заявителям не направлялись, либо сведения о результатах рассмотрения заявлений не соответствовали действительности (например, в книге замечаний и предложений содержались сведения о положительном рассмотрении заявления, фактически обращение гражданина не рассматривалось);

6. нарушения требований порядка представления данных государственной статистической отчетности, влекущих административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 23.18 КоАП: от двадцати до ста базовых величин.

Устанавливались факты непредставления в органы государственной статистики государственной статистической отчетности по форме 12-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» или указание в данной форме искаженных данных;

7. нарушения требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, влекущих административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 23.11 КоАП: от двух до пятнадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до двухсот процентов стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления - до пятисот базовых величин.

Наиболее типичными данные нарушения являются в сфере оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

8. нарушения требований законодательства о труде в части приема на работу граждан без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора, влекущих административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 23.15 КоАП: до пяти базовых величин.

Устанавливались неединичные факты (особенно в автосервисе), когда в проверяемом объекте услуги по ремонту транспортных средств осуществляли работники, с которыми руководством соответствующих субъектов хозяйствования в установленном порядке не были оформлены трудовые отношения.

 В ходе проведения специалистами главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета госконтроля проверок объектов хозяйствования, оказывающих населению бытовые услуги, выявляются следующие нарушения:

1. нарушения требований Правил бытового обслуживания потребителей (отсутствие необходимой информации для заказчиков в пунктах приема заказов, несогласование режима работы объектов с местными исполнительными и распорядительными органами, уклонение от ведения необходимой учетной документации, отсутствие у работников нагрудных знаков и т.д.). Данные нарушения влекут административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) в размере от двух до десяти базовых величин;

2. нарушения требований порядка использования кассовых суммирующих аппаратов для приема наличных денежных средств при оказании услуг (выполнении работ), влекущие административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 12.20 КоАП: на индивидуального предпринимателя в размере до ста базовых величин, а на юридическое лицо – от десяти до двухсот базовых величин.

Устанавливались факты, когда должностные лица субъектов хозяйствования осуществляли прием от заказчиков наличных денежных средств без использования кассового суммирующего аппарата, уклонялись от ежедневного ведения книг кассира-операциониста. Так, в одном из проверенных предприятий, оказывающем услуги по изготовлению металлических дверей, в книге кассира-операциониста за год сделано всего 13 записей, при этом предприятие в течение года без перерывов осуществляло хозяйственную деятельность;

3. нарушения требований порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, влекущие административную ответственность в виде штрафа в соответствии со статьей 12.18 КоАП: на работника индивидуального предпринимателя или юридического лица или индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин. Устанавливались многочисленные факты неоприходования наличных денежных средств, полученных от потребителей за оказанные им услуги, выполненные работы, либо факты оприходования через кассовое оборудование только части полученных от потребителей наличных денежных средств;

4. нарушения требований законодательства в части приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, реализации товаров (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов). Данные нарушения влекут административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 4 статьи 12.17 КоАП: на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

Устанавливались факты, когда субъекты хозяйствования при оказании услуг автосервиса использовали запасные части и технические жидкости без соответствующих документов, а при оказании услуг по изготовлению металлических дверей осуществляли их отгрузку и установку заказчикам без сопроводительных документов;

5. нарушения требований законодательства о книге замечаний и предложений, влекущих административную ответственность в виде штрафа в соответствии со статьей 9.24 КоАП: от четырех до десяти базовых величин. Выявлялись случаи, когда заявления граждан ответственными лицами субъектов хозяйствования не рассматривались, письменные ответы заявителям не направлялись, либо сведения о результатах рассмотрения заявлений не соответствовали действительности (например, в книге замечаний и предложений содержались сведения о положительном рассмотрении заявления, фактически обращение гражданина не рассматривалось);

6. нарушения требований порядка представления данных государственной статистической отчетности, влекущих административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 23.18 КоАП: от двадцати до ста базовых величин.

Устанавливались факты непредставления в органы государственной статистики государственной статистической отчетности по форме 12-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» или указание в данной форме искаженных данных;

7. нарушения требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, влекущих административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 23.11 КоАП: от двух до пятнадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до двухсот процентов стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления - до пятисот базовых величин.

Наиболее типичными данные нарушения являются в сфере оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

8. нарушения требований законодательства о труде в части приема на работу граждан без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора, влекущих административную ответственность в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 23.15 КоАП: до пяти базовых величин.

Устанавливались неединичные факты (особенно в автосервисе), когда в проверяемом объекте услуги по ремонту транспортных средств осуществляли работники, с которыми руководством соответствующих субъектов хозяйствования в установленном порядке не были оформлены трудовые отношения.