Протираем «Одно окно»

У граждан необоснованно требовали документы для проведения административных процедур и игнорировали их жалобы

Равнодушие чиновников как к своим обязанностям, так и к нуждам людей — лишь одна из сторон такого неприятного явления, как бюрократизм. Ему в Беларуси объявлена бескомпромиссная война. Тем не менее мы все еще сталкиваемся с изматывающей канителью при получении различных документов, не понаслышке знакомы с формализмом и чиновным чванством. Как, например, в одном из районов Гомеля, где людей вынуждали обивать пороги различных инстанций, собирая справки и выполняя работу специалистов районной администрации! Только после такой утомительной процедуры начиналось рассмотрение волнующих их вопросов. И это лишь одно из целого ряда бюрократических нарушений, выявленных Комитетом госконтроля.

Минувшей осенью контролеры проверили, как в 2016 году выполнялись требования Директивы Президента № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Мониторинг завершили в октябре 2017 года, сейчас обнародованы его результаты. Оказалось, что в ряде госорганов и организаций сотрудники совершили немало нарушений при проведении административных процедур.

Начальник управления контроля бюджетной финансовой сферы КГК Гомельской области Андрей Прикота перечисляет лишь некоторые из выявленных огрехов в отдельно взятой администрации Новобелицкого района Гомеля: «Нарушения были выявлены в работе службы «Одно окно». Из 49 процедур, осуществляемых в сфере архитектуры и ЖКХ, велся прием документов только по 17. По остальным 32 вопросам документы принимали различные специалисты отделов. Граждане могли, придя в нерабочее время, в субботу, узнать, что их в «Одном окне» не примут, а специалисты администрации по выходным не работают. Также людей вводили в заблуждение недостоверной информацией. Например, путали отделы, выполняющие ту или иную процедуру. Или могли указать, что прием ведет специалист, который вообще уже не работает».

Бывало, у людей требовали документы, которые на самом деле никто не обязан представлять. Допустим, о подтверждении границ занимаемых земельных участков или сведений о согласовании объема благоустройства территории. Это касалось и процедур, связанных со строительством. Надо сказать, что после вмешательства Комитета госконтроля ситуация там уже изменилась в лучшую сторону.

Вот такой случай произошел в Добрушском райисполкоме. Люди пришли за помощью по программе «Предоставление молодой и (или) многодетной семьям финансовой поддержки». Но с них необоснованно потребовали документы, не предусмотренные законодательством: справки о занимаемом жилом помещении и о нахождении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме этого, нужно было сделать и принести ксерокопию свидетельства о госрегистрации жилого помещения. На самом деле все эти действия обязаны выполнять сами сотрудники исполкома.

Аналогичных примеров можно привести немало. Вот лишь цифры о несоблюдении сроков выполнения административных процедур в области — 431 факт. А это неполный список, где выявили нарушения: Гомельский горисполком, администрации Железнодорожного, Новобелицкого, Советского и Центрального районов Гомеля, Добрушский, Рогачевский, Ельский райисполкомы...

Такое равнодушие к чужим нуждам не осталось без острой реакции. К дисциплинарной ответственности за несоблюдение законодательства привлекли более 60 должностных лиц. Выработаны предложения по устранению подобных нарушений и усилению контроля за выполнением требований Директивы Президента.

Проблема актуальна не только в Гомельской области. Нам предоставили информацию о недостатках, выявленных Комитетом госконтроля в отдельных учреждениях страны уже в 2017 году. Скажем, в Минске в единой диспетчерской службе ЖКХ «115» безответственно отнеслись к заявке жительницы Октябрьского района. Она жаловалась на неприятный запах из подвала жилого дома. Вопрос решился лишь после направления жалобы в Комитет госконтроля: только тогда засор системы канализации был устранен. Другая жительница того же района еще 8 февраля 2017 года подала заявку по поводу промерзания помещения и появления плесени в квартире. Однако и по истечении 7 месяцев после составления акта обследования ее квартиры заявка не была выполнена. В Сенненском районе долго не могли закрыть крышкой открытый колодец, причем заявительнице еще до устранения проблемы сообщили, что она якобы уже решена. В Жодино также нашлись факты формализма...

Похоже, еще не все в органах власти поняли, что реагировать на насущные проблемы населения надо ответственно и оперативно. Неужели остается надеяться на Комитет госконтроля, который напоминает об этом?

Ян Жур. СБ.