Особенности начисления налога на добавленную стоимость при выполнении подрядными строительными организациями работ по строительству (реконструкции) инженерной и транспортной инфраструктуры

Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость», утвержден Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения НДС (далее - Перечень).

Согласно пункту 7 Перечня от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) освобождаются работы по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, выполняемые по договорам подряда (субподряда).

Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в целях налогообложения под инженерной инфраструктурой, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, понимаются инженерные сооружения и распределительные (внутриквартальные) сети независимо от того, создаются они на основании сводного сметного расчета на строительство объекта жилищного фонда или по отдельному сводному сметному расчету.

При этом, к инженерным сооружениям и распределительным сетям относятся локальные инженерные сооружения (центральные тепловые пункты (ЦТП), трансформаторные пункты (ТП), повысительные насосные станции (ПНС), газорегуляторные пункты (ГРП) и другие инженерные сооружения), а также распределительные сети, по которым транспортируемый продукт от ЦТП, ТП, ПНС, ГРП и других инженерных сооружений поступает к отдельным потребителям, в т.ч.:

  • при создании системы электроснабжения: трансформаторные пункты 6-10/0,4 кВ и линии электропередачи 0,4 кВ от ТП 6-10/0,4 кВ;
  • при создании слаботочных электрических сетей связи (кабельное телевидение, телефон, радио): сети от жилого дома до места ближайшего подключения;
  • при создании системы теплоснабжения: центральные тепловые пункты и тепловые сети от них либо тепловые сети от первой отпаечной задвижки;
  • при создании системы водоснабжения и канализации: насосные станции и сети водоснабжения и канализации от них;
  • при создании системы газоснабжения: газорегуляторные пункты и сети газоснабжения от них.

При строительстве указанных объектов инженерной инфраструктуры от НДС освобождаются работы по строительству сетей и сооружений в доле, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, которая определяется проектной организацией пропорционально проектным нагрузкам по воде, газу, теплу, электроэнергии и представляется заказчику в виде справки (расчета).

При этом работы по созданию магистральных инженерных сетей и отводов от них до распределительных устройств (локальных инженерных сооружений - ЦТП, ТП, ПНС, ГРП и др.) подлежат обложению НДС.

Работы по строительству дорог, улиц, маршрутов общественного транспорта облагаются НДС.

Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в целях налогообложения под транспортной инфраструктурой, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, понимается благоустройство отведенной под строительство жилого дома территории, включая работы по вертикальной планировке, устройству внутридворовых проездов, заборов, тротуаров, пешеходных дорожек, игровых и спортивных площадок, озеленение этой территории, независимо от того, производятся эти работы на основании сводного сметного расчета на строительство объекта жилищного фонда или по отдельному сводному сметному расчету.

При строительстве объектов транспортной инфраструктуры от НДС освобождаются работы в части, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, которая определяется проектной организацией исходя из удельного веса общей площади жилой части жилых домов в общей площади всех объектов строительства.

Следует отметить, что неправильное начисления НДС по вышеуказанным объектам строительства приводит к завышению стоимости их строительства, за что действующим законодательством предусматривается административная ответственность по статье 21.7 КоАП.

При этом, контрольными мероприятиями Комитетом государственного контроля Гомельской области в 2018 г. установлены факты не правильного начисления строительными организациями НДС по объектам строительства инженерной инфраструктуры, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда, в результате которых допущены завышения стоимости строительства на сумму около 400 тыс. руб.

Таким образом, руководителям и специалистам организаций, осуществляющим  строительство, необходимо принять к сведению вышеуказанные особенности исчисления НДС при строительстве (реконструкции) инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей целевое использование объектов жилищного фонда с целью недопущения нарушений действующего законодательства.