Основные особенности проведения государственных закупок по процедуре закупки из одного источника

Согласно Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон) процедура закупки из одного источника - вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок, при котором заказчик (организатор) предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (п.1 ст.50 Закона). При этом допускается предложение заключить договор 2 поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и более, если предмет государственной закупки разделен на части (лоты).
В приложении к Закону приведен перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, который включает 48 пунктов.
Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком (организатором) (п.1 ст.19 Закона, п.3 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778).
Заказчик (организатор) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и предварительных переговоров с известными ему поставщиками (подрядчиками, исполнителями) определяет поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения договора. Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется количеством частей (лотов) (п.3 ст.50 Закона).
Приглашение (приглашения) участнику (участникам) заказчик (организатор) направляет одновременно с проектом договора. Проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участником (участниками)допускается. При этом отсутствует обязанность размещения приглашения к участию в процедурах государственных закупок на официальном сайте заказчика (организатора), а также в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет (п.2 ст.21 Закона).
Срок для подготовки и подачи предложений участником определяется заказчиком (организатором) по собственному усмотрению (часть вторая п.1 ст.22 Закона).
Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется по факту согласования условий договора, в т.ч. по результатам проведенных переговоров заказчика (организатора) с участником процедуры закупки из одного источника.
Договор между заказчиком и участником процедуры закупки из одного источника заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения (п.1 ст.25 Закона).
Следует отметить, что договор может содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (кроме бюджетных организаций), размер (не более 15 % от цены договора, если иное не установлено законодательством о государственных закупках) и порядок предоставления которого устанавливаются в проекте договора и документах, представляемых участнику для подготовки предложения. Виды обеспечения: банковская гарантия, перечисление заказчику денежных средств, иные формы обеспечения исполнения обязательств, определяемые Советом Министров РБ (п.3 ст.25 Закона).
Если проектом договора и документами, представляемыми участнику для подготовки предложения, было предусмотрено предоставление обеспечения исполнения договора, участник процедуры закупки из одного источника предоставляет такое обеспечение одновременно с подписанным проектом договора (часть пятая п.3 ст.25 Закона).
В течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся заказчиком (организатором) составляется справка, в которую должны быть включены сведения о наименовании участника процедуры закупки из одного источника и цене заключенного с ним договора либо обосновании отмены процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся. Если участник процедуры закупки из одного источника отказался от заключения договора, в справке указывается информация об этом.