Основания для назначения дополнительной проверки

Основания для назначения дополнительной проверки определены Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – «Указ № 510»).

Так, в соответствии с абзацем 14 части первой пункта 5 Указа № 510 дополнительная проверка назначается для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица), требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам), либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок.

На практике трактовка данного определения у субъектов предпринимательской деятельности вызывает определенные трудности.

Пример. В Комитет госконтроля Гомельской области обратился с жалобой на необоснованность назначения дополнительной проверки директор коммерческого предприятия. По мнению заявителя, дополнительная проверка была назначена необоснованно в связи с тем, что Указом № 510 дан исчерпывающий перечень вопросов, по которым может быть назначена дополнительная проверка, а именно: только для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки либо в жалобе на решение контролирующего (надзорного) органа, требование (предписание) об устранении нарушений, изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования.

Действительно, в Указе № 510 определен исчерпывающий перечень оснований для дополнительной проверки, однако их не два, а пять: в дополнение к указанным выше дополнительная проверка назначается:

должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу,

руководителями органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам),

по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок.

В рассматриваемом случае директор общества ошибочно полагал, что возможность назначения дополнительной проверки по возбужденному уголовному делу по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.243 УК РБ, не предусмотрена.

Не следует забывать, что абзац 3 подпункта 9.2 пункта 9 Указа № 510 предусматривает назначение дополнительных проверок руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.