О результатах контроля за своевременностью и полнотой перечисления средств за пользование коммерческим жильем

В Комитете государственного контроля Гомельской области на постоянном контроле находятся вопросы регулирования жилищных отношений, в том числе вопросы предоставления и использования жилых помещений коммерческого использования.
Фонд жилых помещений коммерческого использования начал формироваться с 1 января 2012 года, и создавался из свободных (освободившихся) жилых помещений государственного жилищного фонда.
Сегодня существует немало проблем, связанных с коммерческим жильем, это и невозможность обеспечить таким жильем всех желающих из-за его нехватки, и непригодность отдельных помещений для проживания.
Для строительства нового коммерческого жилья, ремонта уже имеющегося требуются значительные средства, и такие средства ежегодно приносит коммерческий жилфонд в виде поступающей от граждан платы за его использование.
Однако не всегда полученная плата в полном объеме идет на нужные цели.
Так, Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», предусмотрено обязательное зачисление на специальные счета облисполкома, других государственных органов и организаций платы за пользование помещениями коммерческого использования.
Местные исполнительные органы направляют данные средства на приобретение, строительство жилых домов (квартир) под жилые помещения коммерческого использования, а также на проведение текущего ремонта незаселенных помещений коммерческого жилфонда.
Что, в свою очередь, дает возможность без дополнительного отвлечения бюджетных средств строить новое и улучшать имеющееся коммерческое жилье.
Вместе с тем, как показал мониторинг, в области далеко не все балансодержатели помещений коммерческого использования добросовестно относятся к обязанности по перечислению на специальные счета поступившей платы за пользование коммерческим жильем.
К примеру, с 2016 года в Буда-Кошелевском районе балансодержателями не перечислено на специальные счета более 80 % средств, поступивших от граждан, в Ельском и Петриковском районах не перечислено более 70 % таких средств, в Брагинском – более 58% средств.
Всего из 21 района Гомельской области в 14 районах допускались подобные факты, вследствие чего область недополучила на специальные счета более 650,0 тыс. руб.
Не перечисленные на специальные счета средства, как правило, расходуются на текущие нужды балансодержателей жилых помещений, временно отвлекаются на расходы не связанные с эксплуатацией коммерческого жилья. Впоследствии, потраченные деньги проблематично изыскать и зачислить на специальный счет.
Казалось бы, оформить платежное поручение на поступившие средства и перечислить их на специальный счет не сложно, но видимо мешают слабая исполнительская дисциплина и безответственность балансодержателей.
Следует также отметить, что в составе коммерческого жилфонда имеется немало помещений, которые не заселены по причине их непригодности для проживания. При грамотном использовании средств такие незаселенные помещения можно постепенно приводить в надлежащее состояние и вовлекать в оборот, что в будущем позволит большему количеству граждан решить свой жилищный вопрос, а государству повысить эффективность коммерческого жилфонда.
По результатам мониторинга Комитетом области в адрес Гомельского облисполкома и местных исполнительных комитетов направлены предложения о необходимости устранения выявленных нарушений, и привлечению виновных лиц к ответственности.