О результатах контрольно-аналитических мероприятий по вопросам эффективности использования бюджетных средств, выделенных на питание пациентов в организациях здравоохранения, оценки качества предоставляемого питания

Проведенные Комитетом государственного контроля Гомельской области контрольно-аналитические мероприятия в учреждениях здравоохранения области (государственное учреждения здравоохранения «Гомельская городская клиническая больница № 3» (далее – ГУЗ «ГГКБ № 3»), учреждение здравоохранения «Гомельская городская больница № 4» (далее – УЗ «ГГБ № 4»), учреждения здравоохранения «Лельчицкая центральная районная больница» (далее – УЗ «Лельчицкая ЦРБ») показали, что руководителями учреждений здравоохранения, главным управлением здравоохранения облисполкома, санитарными службами области принимались недостаточные меры по эффективному использованию бюджетных средств и соблюдению законодательства при осуществлении закупок продуктов питания, повышению качества питания пациентов в части соблюдения технологии приготовления блюд, санитарных норм и правил.
Учитывая сложившуюся ситуацию в данной сфере, Комитет области 30.08.2018 провел коллегию с участием руководителей Гомельского горисполкома, главного управления здравоохранения Гомельского облисполкома, ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», учреждений здравоохранения области, на которой были рассмотрены результаты проверок и проблемные вопросы в организации питания.
Так, в проверенных учреждениях здравоохранения в нарушение действующего законодательства изменялись условия договоров на закупку продуктов питания на стадии их исполнения в части необоснованного увеличения стоимости предмета государственной закупки, что повлекло за собой дополнительное расходование средств местного бюджета.
Например, по договорам, заключенным ГУЗ «ГГКБ № 3» на 2016 год с ООО «А» на поставку скумбрии свежемороженой, ее стоимость за год выросла на 43% при росте контрактной цены лишь на 33%, а по договору с ООО «Б» при неизменной контрактной цене в течение года стоимость аргентины свежемороженой за 2017 год увеличилась на 5,4%
Аналогично по договорам, заключенным УЗ «ГГБ № 4» на поставку хлеба с одним из райпо, за 2016 год цена хлеб ржаного выросла на 35,2%, хлеб пшеничного на 46,2% при росте цен на сырье лишь на 8,1% и 9,9% соответственно.
При этом, несмотря на невыполнение поставщиками договорных отношений, учреждениями здравоохранения никаких мер в отношении недобросовестных поставщиков не принималось, а претензионная работа практически не велась.
В учреждениях здравоохранения имели место факты закупки продуктов питания (макаронные изделия, крупы, мука, сахар, соль, тушки цыплят, мясная продукция и колбасные изделия) через посреднические структуры.
Такое положение дел обусловлено не только недоработками со стороны учреждений здравоохранения при выборе поставщиков, но и нежеланием товаропроизводителей, в том числе расположенных на территории Гомельской области, участвовать в процедурах закупок продуктов питания.
Например, при проведении аукционных торгов по закупке УЗ «ГГБ № 4» на 2016 - 2017 годы тушек цыплят бройлеров на аукцион не заявился ни один отечественный производитель данной продукции, в том числе Гомельской области, а торги выиграла посредническая структура.
Аналогичная ситуация сложилась и при проведении торгов ГУЗ «ГГКБ № 3» и УЗ «ГГБ № 4» по мясной продукции (говядина, свинина, колбасные изделия).
При организации питания пациентов в проверенных учреждениях здравоохранения не выполнялись суточные нормы набора продуктов, нарушалась технология приготовления блюд.
Так, за 2016 и 2017 годы из 26 наименований продуктов, обязательных для ежедневного питания пациентов ГУЗ «ГГКБ № 3» не выполнены нормы по 11 продуктам, а необходимые для питания пациентов родильного отделения соки фруктовые и овощные, фрукты в течение двух лет вообще не закупались, УЗ «ГГБ № 4» - не выполнялись норы питания по 10 наименованиям продуктов.
Из отобранных Комитетом области 7 образцов блюд для исследования на полноту вложения сырья, приготовленных на пищеблоке ГУЗ «ГГКБ № 3», 6 образцов или почти 86% не соответствовали нормам вложения сырья, а именно в плове из отварного мяса содержание жира было занижено на 81%, сухих веществ – на 26%; в шницеле натуральном рубленном доля хлеба, содержание которого не допускается, составляла 20%; в супе картофельном с рыбой – содержание жира составляло только 55% от нормы, сухих веществ – 91,7%.
В приготовленных на пищеблоке УЗ «ГГБ № 4» картофельном пюре и щах из свежей капусты с картофелем доля сухих веществ была занижены на 27% и 14% соответственно.
Такое положение дел с качеством питания пациентов в учреждениях здравоохранения обусловлено невысокой эффективностью существующей системы контроля за работой пищеблоков, как со стороны самих учреждений здравоохранения, так и санитарных служб области.
Остается проблемным вопрос использования на пищеблоках учреждений здравоохранения изношенного технологического и холодильного оборудования, низкий процент его обновляемости.
По результатам проведенных контрольно-аналитических мероприятий Комитетом области к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 2 446 руб. привлечено 8 физических и 2 юридических лица. К дисциплинарной ответственности привлечено 15 человек, в том числе 1 уволен.
Кроме того, в целях упреждающего контроля в июне текущего года представитель Комитета области принял участие в семинаре-совещании, организованном главным управлением здравоохранения облисполкома для должностных лиц учреждений здравоохранения, где были освещены основные нарушения законодательства, выявленные в ходе проведенных контрольно-аналитических мероприятий.
На коллегии Комитета области дана принципиальная оценка работе органов управления, руководителям учреждений здравоохранения, рассмотрены проблемные вопросы организации питания пациентов и выработаны пути их решения.
Вопросы организации и качества питания пациентов в учреждениях здравоохранения остаются на контроле Комитета области.