О несостоятельности доводов жалобы по уменьшению размера штрафа, примененного к субъекту предпринимательской деятельности

Постановлением по делу об административном правонарушении Комитета государственного контроля Гомельской области общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) за необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции. Указанным постановлением на общество наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 0,25% от суммы незавершенных в установленный срок внешнеторговых операций за каждый день превышения срока, что составило 24 739,73 руб.
Постановлением обществу вменено то, что по договору
от 24.02.2016 им по товарной накладной от 13.12.2016
произведена отгрузка товара в адрес АО «Т» (Российская Федерация) на сумму 3 786 458,00 российских рублей.
Обществом в установленном порядке получен ряд разрешений Национального банка Республики Беларусь на продление срока завершения внешнеторговой операции по указанному договору. Последнее – 30.06.2017, в соответствии с которым срок завершения внешнеторговой операции установлен до 31.08.2017.
В указанный срок оплата полностью на расчётный счёт общества не поступила.
Национальный банк Республики Беларусь письмом от 14.09.2017
отказал обществу в дальнейшем продлении срока, поскольку на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции.
Завершение внешнеторговой операции обществом произведено путём поступления на расчётный счёт 27.10.2017 экспортной выручки в сумме 3 113 050 российских рублей. Таким образом, несанкционированное превышение установленного законодательством срока проведения внешнеторговой операции составило 57 дней (с 01.09.2017 по 27.10.2017) на сумму 3 113 050 российских рублей.
Аналогичная ситуация сложилась и при реализации товара в адрес того же нерезидента по договору от 24.02.2016, в соответствии с которым обществом по товарной накладной от 30.11.2016 произведена отгрузка на сумму 6 990 384 российских рублей.
Общество в установленном порядке получало разрешения Национального банка Республики Беларусь на продление срока завершения данной внешнеторговой операции. Последнее – 19.06.2017, в соответствии с которым срок завершения внешнеторговой операции установлен до 31.08.2017.
В указанный срок полностью оплата на расчётный счёт общества не поступила.
Национальный банк Республики Беларусь письмом от 14.09.2017
отказал обществу в дальнейшем продлении срока, поскольку на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции.
Завершение внешнеторговой операции обществом произведено путём поступления на расчётный счёт экспортной выручки: 21.06.2017 – в сумме 1 940 798,80 российских рублей; 08.09.2017 – в сумме 3 301 500,20 российских рублей, 16.10.2017 – в сумме 1 060 000 российских рублей и 27.10.2017 – в сумме 688 085 российских рублей.
Несанкционированное превышение установленного законодательством срока проведения внешнеторговой операции составило: 8 дней (с 01.09.2017 по 08.09.2017) на сумму 3 301 500,20 российских рублей; 46 дней (с 01.09.2017 по 16.10.2017) на сумму 1 060 000 российских рублей; 57 дней (с 01.09.2017 по 27.10.2017) на сумму 688 085 российских рублей.
В свою очередь, в жалобе общество просит отменить постановление либо уменьшить сумму штрафа, ввиду того, что, по его мнению, при вынесении постановления не были учтены в полной мере степень вины, результаты финансово-хозяйственной деятельности за октябрь 2017 года и его прогнозы на IV квартал 2017 года. Также, по мнению общества, не была принята во внимание информация по его кредитной нагрузке.
В обоснование своих требований общество привело следующие доводы.
Должностное лицо, ответственное за сроки проведения внешнеторговых операций, своевременно передало в канцелярию общества документы на продление сроков в Национальный банк (31.08.2017), однако работником канцелярии документы направлены лишь 01.09.2017, т.е. после истечения срока, установленного Национальным банком для окончания внешнеторговой операции.
Доводы, изложенные в жалобе, являются несостоятельными, не основаны на законе, в силу чего не подлежат удовлетворению.
Так, на основании требований абзацев 1, 4 подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178
«О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»
(в редакции от 23.06.2017 № 221), в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны в установленные сроки получить разрешение Национального банка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции с последующим уведомлением Национального банка о завершении данной внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров превышает срок, установленный законодательством.
Последний срок, установленный Национальным Банком для проведения внешнеторговых операций – 31.08.2017. Таким образом, не зависимо от того, в какой срок ответственное должностное лицо предоставило необходимый пакет документов в канцелярию общества,
Общество обратилось в Национальный банк по истечении срока установленного законодательством – 01.09.2017.
Согласно статье 3.5 КоАП, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
При определении размера штрафа органом, ведущим административный процесс, в соответствии с требованиями с части 3 статьи 7.1 КоАП были учтены характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих таковую ответственность обстоятельств, а также финансово-экономическое положение юридического лица.
Так, в качестве смягчающего ответственность обстоятельства учтено добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, то есть полное поступление выручки от внешнеторговой операции. Изучено финансово-экономическое положение общества за 9 месяцев 2017 года, которое характеризуется следующими цифрами: выручка от реализации - 17 612 тыс.руб., чистая прибыль - 628 тыс.руб. рентабельность продаж - 7,6%, дебиторская задолженность 3106 тыс.руб., кредиторская задолженность - 3540 тыс.руб. при этом по отношению к аналогичному периоду 2016 года кредиторская задолженность снижена на 1 012 тыс.руб. или 78%, в то время как дебиторская увеличена на 246 тыс.руб. или 109%, в том числе внешняя увеличена на 720 тыс.руб. или 142%.
Представленные обществом показатели финансово-хозяйственной деятельности за октябрь 2017 года, в которых указан убыток в размере 68 тыс.руб., значительно не повлияли на положительный финансовый результат деятельности общества за 10 месяцев 2017 года: выручка от реализации - 19 020 тыс.руб., чистая прибыль - 560 тыс.руб. рентабельность продаж - 7%.
Необходимо отметить, что за превышение сроков проведения внешнеторговых операций частью 1 статьи 11.37 КоАП предусмотрена административная ответственность в размере до двух процентов от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока. В данном конкретном случае сумма максимально возможного штрафа - 5 400 907 росс. руб., что по курсу Национального банка на день вынесения постановления составляло 183 139,36 руб.
В связи с изложенным, Комитетом области принято решение о применении к обществу штрафа в размере 0,25% от суммы незавершенных в установленный срок внешнеторговых операций за каждый день превышения срока, что составило 24 739,73 руб. или 13,5% от максимального размера штрафа.
При таких обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении признано законным и обоснованным, а примененное к обществу административное взыскание – соответствующим требованиям, установленным ст. 7.1 КоАП.