О нарушениях при распоряжении государственной собственностью в сфере арендных отношений

Порядок сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и их частей, находящихся в республиканской собственности, установлен Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» и утвержденными данным Указом Положением о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в республиканской собственности и  Положением о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей.

Проверками, проведенными Комитетом госконтроля, установлено, что  арендодателями (ссудодателями) при сдаче в аренду и передаче в безвозмездное пользование государственного имущества допускались  нарушения, в том числе:

  • сдача в аренду государственных нежилых помещений без согласования  с органом управления госимуществом;
  • передача недвижимого имущества в аренду без заключения договоров аренды и взимания арендной платы;
  • неприведение договоров аренды в соответствие с требованиями законодательства;
  • несогласование с собственником применяемого коэффициента к базовой ставке от 0,5 – до 3 включительно, устанавливаемого в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества;
  • неверное применение коэффициентов к базовой ставке арендной платы в зависимости от местонахождения зданий (при расчете ставок арендной платы за нежилые помещения), что приводит к занижению арендной платы;
  • выставление счетов арендаторам (ссудополучателям) для оплаты расходов по коммунальным услугам  без учета расходов организации по данным услугам, приходящимся на места общего пользования, которые должны возмещаться арендаторами (ссудополучателями) пропорционально арендуемой площади, в  результате чего арендодатели (ссудодатели) завышали собственные расходы и, соответственно, занижали налогооблагаемую прибыль;
  • неперечисление или несвоевременное, не в полном объеме перечисление в бюджет (республиканский, местный) 50% средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества и оставшихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Кроме того, занижение базы при исчислении средств, полученных от сдачи в аренду недвижимого имущества и подлежащих перечислению в бюджет (республиканский, местный);
  • ненадлежащий контроль за своевременным поступлением арендной платы и коммунальных платежей;
  • неосуществление арендодателями (ссудодателями)  должного контроля за целевым использованием нежилых помещений, сданных в аренду.

За  нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду или  ином распоряжении государственным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом, не повлекшее выбытия имущества из государственной собственности либо собственности этого хозяйственного общества, в соответствии с частью 1 статьи 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность – наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.